Государством многое делается для регулирования вопросов сбора и экологически безопасного использования отходов, включая отработанные масла. В стране создана законодательная база, регулирующая вопросы обращения с отходами, в том числе, с отработанными маслами.
Основным законодательным актом в данной сфере является Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» от 20.07.2007 № 271-З (далее – Закон «Об обращении с отходами»). Данный нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, а также определяет порядок государственного регулирования, управления, надзора и контроля в данной сфере.
Согласно требованиям Закона, отработанные масла рассматриваются в качестве опасных отходов, что предусматривает специальные требования в части их хранения, перевозки и использования.
Масла относят к категории отходов, если:
– они не соответствуют требованиям, установленным ТР ТС 030/2012.ТР ТС 030/2012 – это технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принятый решением Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59. Потребительские свойства масел установлены в приложении 1 к этому регламенту;
– по ним отсутствует предназначение по месту образования.Предназначение устанавливается отдельным нормативным правовым актом, в т.ч. техническим.
Классификацию отходов следует осуществлять в соответствии с
классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее – классификатор отходов). Для отработанных масел в классификаторе отходов выделены следующие наименования и коды:
синтетические и минеральные масла отработанные (код 5410201);
масла моторные отработанные (код 5410202);
масла дизельные отработанные (код 5410203);
масла авиационные отработанные (код 5410204);
масла индустриальные отработанные (код 5410205);
масла трансмиссионные отработанные (код 5410206) и т.д.
Для всех приведенных наименований отработанных масел классификатором установлен 3-й класс опасности, т.е. они относятся к умеренно опасным.
Следует отметить, что отработанные масла относят к вторичным материальным ресурсам.
Вторичные материальные ресурсы – это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для их использования в Республике Беларусь имеются объекты по использованию (ст. 1 Закона «Об обращении с отходами»).
В отношении
вторичных материальных ресурсов Закон «Об обращении с отходами» запрещает их захоронение (п. 5 ст. 25) и уничтожение (при обезвреживании вторичных материальных ресурсов) (часть вторая п. 2 ст. 29). Отработанные масла подлежат передаче только на использование.
Общие требования к порядку обращения с отходами производства, в т.ч. с отработанными маслами, установлены п. 1 ст. 17 Закона «Об обращении с отходами». Рассмотрим некоторые из них.
1. В организации приказом руководителя должен быть назначен ответственный за обращение с отходами и должны быть определены его функции.2. Организация должна обеспечить ведение учета отходов, в том числе отработанных масел в книгах определенной формы.Формы учетной документации и правила их ведения указаны в ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды».
3. Организация должна разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами производства.Порядок разработки и утверждения такой инструкции определен Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции
по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45.
Техническим нормативным правовым актом, устанавливающим требования к порядку сбора и хранения таких отходов, как отработанные масла, является технический кодекс установившейся практики ТКП 17.11-05-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами». Согласно ему, данные отходы хранят в подземных и наземных резервуарах, металлических бочках или канистрах, а также иной таре и упаковке, предназначенной для их хранения (за исключением тары и упаковки из материалов, способствующих накоплению статического электричества), установленных на специально оборудованных площадках, которые должны иметь твердое покрытие и размещаться с соблюдением противопожарных разрывов.
4. Организация для использования отходов в виде отработанных масел должна получить лицензию.Отработанные масла – отходы 3-го класса опасности. Использование отходов такого класса опасности относят к составляющим работ и услуг деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, лицензирование которой осуществляет Минприроды РБ (п. 14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
5. Отработанные масла можно использовать только в целях, определенных техническими нормативными правовыми актами.Это требование содержит п. 1 ст. 28 Закона «Об обращении с отходами». Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.
Требования к сжиганию отработанных масел в качестве топлива установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 17.11-01-2009 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива».
С 1 января 2013 года в Беларуси вступили в силу изменения № 2 к техническому кодексу установившейся практики 17.11-01-2009 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива», ужесточающие условия использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива. В частности, следующие пункты ТКП 17.11-01-2009 (02120) изложены в новой редакции:
Углеводородсодержащие отходы разрешается использовать в качестве:
1) Топлива из углеводородсодержащих отходов при условиях разработки соответствующих технических нормативных правовых актов (технических условий) на топливо из углеводородсодержащих отходов или из смесей углеводородсодержащих отходов с основным топливом, водой, присадками, и выполнения требований настоящего технического кодекса;
2) Источников получения энергии при условиях разработки соответствующего технологического регламента и выполнения требований настоящего технического кодекса.
Технические нормативные правовые акты на топлива из углеводородсодержащих отходов являются объектами государственной экологической экспертизы.
Кроме этого, производители отходов производства, в частности отработанных масел, обязаны обеспечить разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение (подп. 3.1 п. 3 ст. 17 Закона «Об обращении с отходами»). (
Положение о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами»).Положение определяет порядок разработки и согласования нормативов, основания для пересмотра согласованных нормативов и др.
Так, нормативы разрабатывают на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.
Один из элементов системы учета отходов – это инвентаризация отходов производства.
Организации, осуществляющие обращение с отходами, в т.ч. отработанными маслами, обязаны проводить инвентаризацию отходов не реже 1 раза в 5 лет.
Порядок проведения инвентаризации определен в Инструкции, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17.
Инвентаризация отходов необходима для определения количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п. 5 ст. 1 Закона «Об обращении с отходами»). Сроки и порядок ее проведения, а также формы документов, составляемых при инвентаризации отходов, и требования по их заполнению определены Инструкцией.
Помимо этого, с 1 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», который является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего, так называемую, расширенную ответственность производителя.
Для реализации Указа № 313 принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313».
Сущность концепции «расширенная ответственность производителя», впервые принятой в Швеции и далее закрепленной в актах Европейского союза и других стран мира, заключается в том, что производители товаров (импортеры товаров, если осуществляется их ввоз в страну) обязаны нести ответственность за произведенные товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления. Виды ответственности производителей товаров различны: физическая – обязаны обеспечить сбор отходов, экономическая - обязаны платить за сбор и переработку отходов и др.
Указ № 313 принят для достижения следующих целей:
– сокращение объемов захоронения отходов потребления;
– предотвращение вредного воздействия отходов потребления на окружающую среду;
– повышение уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов.
Согласно требованиям Указа, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1 к Указу № 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров.
В Указе № 313 предусмотрены две опции: создание субъектами хозяйствования собственной системы сбора отходов потребления и их использования, либо перечисление ими платы за организацию сбора и переработки отходов на счет специальной организации, названной в Указе №313 «оператором в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами» (в настоящее время – государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов»).
В приложение 1 к Указу № 313 включены масла смазочные, что создает дополнительные возможности для осуществления сбора и экологически безопасного использования отработанных масел.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с требованиями Указа № 313 сбору подлежат отходы потребления, то есть отходы, образующиеся у населения. Указ не регулирует вопросы сбора отходов, которые образовались у субъектов хозяйствования, то есть классифицируемых как отходы производства.
Нарушение установленного законодательством порядка обращения с отработанными маслами является административным правонарушением (ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
С принятием Указа № 313 ст. 15.63 «Нарушение законодательства об обращении с отходами» КоАП изложена в новой редакции. Она состоит из 2 частей, в первую из которых вошла норма подп. 1.10 п. 1 Указа № 313.Согласно указанной статье:
1. Невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
2. Нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – до тысячи базовых величин.
Состав административных правонарушений может быть следующим: во-первых, невыполнение обязанностей, установленных законодательными актами об обращении с отходами, во-вторых, невыполнение правил обращения с отходами производства и их учета, предусмотренных актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами. Например:
1 Смешивание отходов разных видов, исключая случаи, предусмотренные законодательством;
2 Несанкционированное хранение и захоронение отходов производства;
3 Захоронение вторичных материальных ресурсов и других отходов, запрещенных к захоронению;
4 Перевозка отходов производства без наличия сопроводительного паспорта перевозки отходов производства;
5 Сокрытие отходов и отсутствие учета отходов;
6 Загрязнение отходами производства почвы, вод и тому подобное.
Для привлечения к административной ответственности необходимо установить факт нарушения лицом требований законодательства об обращении с отходами. Исходя из анализа правоприменительной практики в данной области, следует, что в настоящее время стали чаще фиксироваться нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования в области обращения с отходами. И основная причина такого положения дел – незнание действующего законодательства должностными лицами, ответственными за организацию сбора, учета и хранения отходов.
Несмотря на проделанную работу, в Беларуси до настоящего времени не создана комплексная система сбора и экологически безопасного использования отработанных масел.
Созданию данной системы препятствуют следующие основные факторы:
1) Большинство белорусских предприятий, на которых образуются отработанные масла, сжигают их для получения тепловой энергии с нарушением требований действующего законодательства.
Абсолютное большинство покупаемых и реализуемых в Беларуси котлов мощностью до 100 кВт используются для низкотемпературного сжигания различных видов топлива, в том числе с добавлением отработанных масел. Учитывая, что в Беларуси нет обязательной сертификации котлов, работающих на отработанных маслах, по параметрам их экологической безопасности, фактически эксплуатация данного оборудования осуществляется бесконтрольно с нарушением требований технического кодекса установившейся практики 17.11-01-2009 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива».
Таким образом, на основании вышеизложенного можно говорить о недостаточности контроля в области обращения с отработанными маслами в Республике Беларусь.
Для решения данной проблемы было принято постановление Минприроды № 30 от 20.07.2015 г. «О внесении изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 года № 44». Этот документ ужесточил требования к регистрации топливо сжигающих установок, которые используют смесевые виды топлива или отходы отработанных масел.
Если до 2015 года при регистрации подобных объектов не требовалось подтверждение соответствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установленным требованиям, то сейчас это обязательное условие.
Эта мера позволит частично предотвратить нанесение вреда компонентам окружающей среды и вовлечь основную часть образующихся отходов отработанных масел в переработку.
2) Отсутствует эффективная система учета отработанных масел. В результате значительные объемы опасных отходов либо уходят на теневой рынок, либо бездумно выбрасываются, нанося ущерб окружающей среде, и не приносят никакой пользы государству. При этом ситуация усугубляется тем, что на теневом рынке отработанные масла востребованы как ценное сырье, используемое для получения энергии, особенно в течение отопительного периода.
Отсутствие системы контроля движения отработанных масел в организациях ведет к тому, что в большинстве случаев продажа отходов осуществляется без документов, а объемы образования данных отходов сознательно занижаются или скрываются от официальной статистики.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Беларуси фактически не стимулируется процесс создания современных высокотехнологичных и экологически безопасных производств по регенерации отработанных масел, а также не предусмотрены законодательные требования, обязывающие предприятия передавать на использование образующиеся у них объемы отработанных масел.
В целях решения проблемы эффективного сбора и переработки отработанных масел необходимо реализовать следующие предложения:
1) Разработать и ввести в действие индивидуальную систему учета отработанных масел для обеспечения экологически безопасного и экономически рационального использования данного вида отходов.
2) Выполнить оценку экономической эффективности системы обращения с отработанными маслами в Республике Беларусь и обосновать мероприятия по ее совершенствованию.
Учитывая низкую рентабельность процесса регенерации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей в целом (технологию регенерации составляют процессы с низкой рентабельностью - селективная очистка, контактная очистка глинами, сепарация от механических примесей и воды и т.д.), для их развития представляется целесообразным введение мер экономического стимулирования лиц, осуществляющих утилизацию отработанных нефтепродуктов:
‒ предоставление кредитов по сниженной процентной ставке;
‒ освобождение от налогообложения организаций, осуществляющих деятельность по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, а также в отношении их соответствующего имущества;
‒ освобождение от налогообложения организаций, осуществляющих деятельность по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей (в отношении соответствующих земельных участков);
‒ понижение ставки налога на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей.
Целесообразно организовать систему мер по предоставлению кредита со сниженной процентной ставкой организациям, осуществляющим деятельность по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, в кредитных учреждениях с взиманием 2-3 процентов годовых. Кредитование должно иметь целевую направленность и предоставляться на строительство основных производственных фондов по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, для закупки оборудования, строительства очистных сооружений и т.д.
Целесообразно не облагать налогом на недвижимое имущество и налогом на земельный участок организации, основным видом деятельности которых является сбор, использование, утилизация отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей – в отношении имущества и земли, используемых ими для утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей.
Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты должна быть понижена для организаций, основным видом деятельности которых является сбор, утилизация отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей.
Принятие мер экономического стимулирования позволит привлечь инвестиции в дело утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, увеличить использование отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей в качестве вторичных ресурсов; сократить количество захораниваемых и обезвреживаемых (сжигаемых) отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей; сократить количество сбросов в водоемы, почвы и канализационные сети; сократить количество смешения с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом), смешения с продукцией, содержащей галогенорганические соединения. Также возможно их применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.
Таким образом, проблема снижения загрязнения окружающей среды посредством организации сбора и восстановления отработанных масел не может быть решена при отсутствии механизма заинтересованности природопользователей в реализации природоохранных мероприятий. Создание экономической заинтересованности всех сторон рынка обращения с отходами может решить проблему повторного использования отработанных масел и снизить уровень вредного воздействия на окружающую среду. У предприятий должны появиться стимулы для внедрения новых технологий и проведения дополнительных природоохранных мероприятий. Организация предприятий по сбору, хранению и переработке отработанных масел является своевременной и целесообразной мерой рационального природопользования, а также одной из мер поддержки предприятий в период дефицита денежных средств.
Государственная политика в области ценообразования на вторичное сырье должна содействовать расширению сырьевой базы отечественной экономики, повышению устойчивости материального обеспечения товаропроизводителей, сокращению потерь сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Существующие закупочные цены на вторичное сырье не стимулируют население к его сбору. Рентабельность заготовки вторичных материальных ресурсов невысока в связи со значительными капитальными и эксплуатационными затратами. Необходимо реформирование системы оплаты услуг по вывозу и захоронению коммунальных отходов.